Сакральный мотив в поэмах Магжана Жумабайулы
Просмотры: 187 / Загрузок PDF: 65
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2025-152-3-145-155Ключевые слова:
кие, мировоззрение, тылсым, Алтай, Пир-бабаАннотация
В статье анализируется проявление понятий кие, тылсым и сакральность, которые берут начало в древних представлениях и закрепились в мировоззрении народа, на примере поэтического наследия Магжана Жумабайулы. Сначала рассматриваются определения и концептуальные основы категории кие, её познавательная сущность и художественная значимость. В традиционном мировоззрении казахов кие осмысливается как мистическое свойство, присущее не только природным объектам и явлениям (горы, вода, земля, пещеры), но и животным, птицам, а также выдающимся личностям. Сакральные мотивы, зародившиеся в мифологических повествованиях, постепенно вошли в устное народное творчество, а затем и в письменную литературу, обретя эстетико-познавательные функции. В поэмах Жумабайулы «Батыр Баян», «Коркыт», «Кобыз Койлыбая», «На утёсе Окжетпес» сакральное раскрывается через исторические места, мифологизированные образы и легендарные личности. Особое внимание уделено фигуре Абылай хана, обладавшего в народных представлениях духовной силой и мистическим кие, а также образам Коркыт-ата и шамана Койлыбая. Автор показывает, что сакральные мотивы в поэмах Жумабайулы не только усиливают художественное воздействие произведений, но и выполняют функцию сохранения памяти о духовных ценностях и культурных кодах казахского народа. Исследование подчеркивает, что сакральное начало является важным элементом национальной литературы, обеспечивающим преемственность традиций и их отражение в художественной форме.




