Функциональная роль ментального лексикона в изучении языка
Просмотры: 10 / Загрузок PDF: 3
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2025-152-3-53-61Ключевые слова:
ментальный лексикон, контекстное обучение, усвоение словарного запаса, ассоциация слов, языковая обработка, когнитивная лингвистика.Аннотация
Ментальный лексикон играет ключевую роль в овладении языком, являясь внутренней системой, в которой слова хранятся, извлекаются и соединяются. Укрепление лексических сетей с помощью таких методов, как семантическое картирование, обучение в контексте и повторение, может значительно повысить эффективность извлечения слов и общий уровень владения языком. В данной статье исследуется структура ментального лексикона у носителей казахского языка, рассматривается его роль в процессе изучения языка и предлагаются стратегии для улучшения усвоения словарного запаса. Опираясь на исследования в области когнитивной лингвистики, психолингвистики и нейролингвистики, мы анализируем, как развивается организация ментального лексикона по мере роста языковой компетенции, и выявляем трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при поиске слов. Было проведено экспериментальное исследование с участием носителей казахского языка для наблюдения за тем, как слова ассоциируются и извлекаются в их ментальном лексиконе. Полученные результаты дают новые представления о механизмах языковой обработки и содержат практические рекомендации по совершенствованию преподавания лексики. Анализируя ассоциативные реакции, мы стремимся выявить внутреннюю структуру казахского ментального лексикона, внести вклад в психолингвистическую теорию и раскрыть когнитивные модели, лежащие в основе использования языка в казахскоязычном контексте.