Үкілі Ыбырай – многоликий мастер перевоплощений


Просмотры: 39 / Загрузок PDF: 28

Авторы

  • А.К. Байбек Казахский национальный университет искусств

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-678X-2018-123-2-51-63

Ключевые слова:

традиционная песня, лирика салов и сері, музыкальный стиль, импровизационность

Аннотация

Аркинская песенная традиция XX века является наиболее знаковым явлением
для казахской музыкальной культуры. Подлинное раскрытие ценностных качеств этой традиции
немыслимо без знаний стилистических особенностей композиторских индивидуальностей.
Статья посвящена рассмотрению стилевых особенностей наследия яркого представителя Аркинской песенной традиции, певца и акына-импровизатора Ыбырай Сандыбайұлы. Сквозное изучение
стилевых особенностей поэтического и музыкального языка, формообразования его песен позволило выявить уникальность, т.е. новаторские черты стиля.
Окрашивая жизнь в шуточные тона, полные тонкого юмора и иронии, Ыбырай выступает
новатором, разрушающим общепринятые нормы «дозволенного» в песенной лирике салов и сері.
Многогранность дарования Үкілі Ыбырая, с одной стороны, особое акынское дарование (красноречие и острота языка), с другой, «экстранеординарность» темпераментной натуры в сочетании с
глубоким лиризмом повлияли на эмоционально-содержательную основу и музыкальную стилистику песен. Для него характерны жанровая многоплановость и широта тематики. В его творчестве органично переплелись две линии традиционного искусства – песенная лирика салов и сері и назидательные терме-желдірме ақын-жырау. Опора на традиционные стихотворные формы (11-сложный
қара өлең и 7-8-сложный размер жыр), их взаимопроникновение привели к созданию разнообразных, как традиционных, так и новых синтезирующих поэтических форм и жанров (как ән-терме и
ән-желдірме). Этот синтез стал основой композиционного новаторства. Закономерным в творчестве Үкілі Ыбырая, жившего на стыке двух эпох (дореволюционной
и советской) стала трансформация традиционных жанров, образующая новые образно-поэтические
смыслы. Некоторые песни философско-субъективного содержания, сочиненные в рамках традиционных тем зазвучали по-новому. Как правило это протест против новой морали, кризисных явлений, происходящих в традиционном обществе советского времени. Не случайно его имя и песни
были долгое время под запретом.
В статье также раскрываются особенности исполнения песен Үкілі Ыбырая через творчество известного Музыканта современности Кайрата Байбосынова. Ведь именно Кайрат Байбосынов проделал колоссальную работу по популяризации песенного наследия Үкілі Ыбырая.

Загрузки

Опубликован

2018-06-28

Как цитировать

Байбек, А. (2018). Үкілі Ыбырай – многоликий мастер перевоплощений. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Филология, 123(2), 51–63. https://doi.org/10.32523/2616-678X-2018-123-2-51-63

Выпуск

Раздел

Статьи