Начальная и конечная позиции текста жанров фольклора
Просмотры: 49 / Загрузок PDF: 49
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2018-124-3-116-124Ключевые слова:
позиция, начальная позиция, конечная позиция, фольклорный текст, фольклорный жанр, формульностьАннотация
В статье описываются и анализируются функции начальных и конечных позиций текстов в жанрах казахского устного народного творчества в лингфольклористическом аспекте.
Начинание и завершение определенными синтаксическими формулами является типичным явлением в фольклорных жанрах. В фольклористике такое явление воспринимается тривиально. Рассмотрение с
позиции лингвофольклористики позволяет раскрыть некоторые важные черты фольклорного текста, определить функции начальной и конечной позиции текстов фольклорного жанра: признаки начала текста, способы
перехода к повествованию, связь темы и основной идеи произведения, установление связи между сюжетом и
субъективной модальностью текста, заключение повествования, назидание, воздействие декодирование текста.
Вместе с тем рассматриваемые позиции имеют важное прагматическое значение, так как погружают читателя в описываемые событие, повышают интерес, воздействуют на читателя, моделируют коммуникативтную ситуацию, являются сигналами каких-либо событий, размежевают части текста, влияют на
эстетическое восприятие фольклорного текста, формируют привлекательный мотив в тексте, стимулируют
проявление особого внимания к тексту. Все эти явления передаются путем уротребления определенных лингвистических единиц. Следует отметить, что такие способы в разных жанрах проявляются по-разному. Статья
написана в рамках научного проекта «Языково-жанровое исследование казахского фольклора».