Модель мироустройства в литературе и фольклоре древних тюркских народов
Просмотры: 48 / Загрузок PDF: 78
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2021-134-1-23-36Ключевые слова:
древнетюркская литература, мифология, космогоническая мифология, трехэтажная модель мироздания, мифологические образы, Кёк Тенгри, Умай, Эрлик хан, Священная Ер-СувАннотация
В статье пронализирована вертикальная трехэтажная модель мироздания по древнетюркским литературным источникам и фольклору. Изучен высший мир
Кёк Тенгри, срединный мир Священной Ер-Сув, подземный мир под владычеством Эрликхана по Орхоно-Енисейским эпитафиям, «Ырк битиг» и фольклорным источникам.
Проведен сравнительный анализ древнетюркских мифов о мироустройстве и образов Кёк
Тенгри, Священной Ер-Сув, Умай, Эрликхана. Сопоставлены особенности мировоззрения
в древнетюркских рунических памятниках и других письменных источниках.
Отдельно отмечены мифологические образы Караш, Маттир, Шингай, Кумирхан, Бадиш бий, Ябаш, Темирхан, Учархан, Керейхан, дух смерти Бюрт и другие. Реконструирована трехэтажная модель мироздания древнетюркских народов. Исследована модель
мироустройства в эпитафиях Кюль Тигина, Онгина, наскальной надписи Гурвалжин-Ула, надписи из Алтынкёля и книге гаданий «Ырк битиг».
Отдельно изучены по письменным и устным источникам мифологические образы Кёк
Тенгри, Умай, Эрлик хана. Детально проанализированы XII и LV притчи в книге гаданий
«Ырк битиг». Также сравнительно изучены слова «Тенгри» и «Кам» (шаман) в «Диван
лугатит-турк» и тюркских рунических памятниках.