Проблемы экологии личности как субъекта художественного текста (на материале романа Н. Веревочкина «Зуб мамонта. Летопись Мертвого города»)


Просмотры: 106 / Загрузок PDF: 169

Авторы

  • Д. Кайраткызы Казахский национальный университет им. аль-Фараби
  • Р.Р. Баркибаева Казахский национальный университет им. аль-Фараби
  • О.А. Валикова Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-678X-2023-143-2-122-131

Ключевые слова:

экология личности, постмодернизм, дефекцитарный герой, Николай Веревочкин

Аннотация

Настоящая статья посвящена актуальной междисциплинарной
проблеме – экологии личности в контексте литературоведческого подхода. Экология
личности, исследующая феномен индивидуальной психической структуры,
развивается в настоящее время в нескольких направлениях – от панэкологического,
когда индивид осмысляется как часть окружающей среды, до психологического, когда
его уникальные личностные характеристики участвуют в протекании субъектных
интеракционных процессов. Материалом для исследования данного явления может
стать и литература. Художественный текст, субъектная организация которого
представляет собой данные для анализа, предоставляет нам типы личностей, которые
целесообразно исследовать с точки зрения личностной экологии. В данной работе мы
попытались продемонстрировать это на примере постмодернистского текста –
произведения Н. Веревочкина «Зуб мамонта. Летопись мертвого города». Протагонист
романа – классический образец дефекцитарной личности, преодолевающей собственные
негативные установки в контексте новой для себя социальной среды. Используя метод
мифопоэтического анализа и психологического комментирования, мы пришли к выводу,
что герой современной казахстанской прозы – это личность с нарушенной внутренней
экологией, восстановить которую способны лишь определенные обстоятельства
(эксплицированные нами на уровне сюжетики).

Загрузки

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Кайраткызы, Д., Баркибаева, Р. ., & Валикова, О. (2023). Проблемы экологии личности как субъекта художественного текста (на материале романа Н. Веревочкина «Зуб мамонта. Летопись Мертвого города»). Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Филология, 143(2), 122–131. https://doi.org/10.32523/2616-678X-2023-143-2-122-131

Выпуск

Раздел

Статьи