Эмпатия в теледискурсе
Просмотры: 95 / Загрузок PDF: 78
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2025-151-2-78-88Ключевые слова:
телевизионный дискурс, эмпатия, мультимодальность, психолингвистика, когниция, эмоцияАннотация
В современной лингвистике растет число прагматико-ориентированных исследований. В частности, обращает на себя внимание использование термина "эмпатия", который время от времени применяется в контексте прагматики. Хорошо известно, что термин "эмпатия" относится к области психологии. В настоящее время его использование в психолингвистике охватывает сферу когнитивной лингвистики. Эмпатия - это способность проявлять сострадание и понимание, погружаясь в когнитивный мир другого человека. Эмпатия часто наблюдается в продуктах теледискурса и стала предметом исследований в этой области. С этой точки зрения можно подчеркнуть необходимость и актуальность развития психолингвистики и фундаментальных когнитивных исследований. В статье рассматривается проявление эмпатии в теледискурсе и ее применение в связи с когнитивной естественной сущностью языка. Цель исследования – привлечь внимание к особым эмоциональным состояниям индивидов и выражению "языка чувств" в такие моменты. Для достижения эффективных целей в исследовании ставятся задачи проанализировать эмпатию в телевизионных новостях и эмоциональное состояние реципиентов во время их восприятия и прочувствования телевизионных программ, используя лингвистические (вербальные) и нелингвистические (невербальные выражения) элементы. Результаты исследования могут быть включены в теоретические исследования, объединяющие когнитивную лингвистику и психологию. Результаты исследований в области психолингвистики могут оказать методологическое влияние на прикладную лингвистику и психологические исследования.