Единство автора и нарратора в повести Толена Абдыкулы «Пьедестал и жизнь»
Просмотры: 21 / Загрузок PDF: 15
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2024-149-4-144-153Ключевые слова:
нарратология, образ автора, нарратор, способ повествования, повествователь, авторский посылАннотация
В статье рассказано о целостности автора и нарратора в рассказе одного из писателей-классиков современной казахской прозы Т.Абдыкулы «Пьедестал и жизнь». В современном литературоведении наблюдается тенденция рассматривать автора и рассказчика отдельно друг от друга. Известно, что его основа лежит в выводах ученых-постструктуралистов. Однако, сколько бы произведений искусства мы ни выделяли из своего произведения, в творческом процессе автор бессознательно формирует в сознании читателя свою сущность, образ. Теория автора, возникшая в начале ХХ века, имеет большое значение в литературоведении. Существует актуальность проведения исследования целостности автора и рассказчика в современной казахской прозе. Поэтому основной целью данной проблемы является изучение парадигматических рамок теории автора, изучение через нарратологическую призму выдающихся, классических произведений казахской прозы после лет независимости. В исследовательской работе мы опирались на научные выводы Р. Барта, М. Фуко, В. Шмида, П. Доусона, учёных-критиков относительно теории автора и научный вывод отечественного учёного Т. У. Есембекова, связанный с авторской повествование. При изучении художественного текста особое значение придавали авторскому сообщению (посыл) в индивидуализации образа героя, определяя стиль писателя, проводя семиотический анализ произведения. Очевидно, что автор выражает свое существование, независимо от того, насколько он далек от произведения и возлагает на нарратора большую ответственность.