Основные стратегии в женском нарративе, реализующиеся в немецко- и русскоязычных художественных произведениях
Просмотры: 143 / Загрузок PDF: 101
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2024-147-2-179-191Ключевые слова:
нарратив, женский нарратив, нарратор-женщина, лингвокультура, нарративные стратегии.Аннотация
Цель статьи – определить нарративные стратегии в женском нарративе на примере двух лингвокультур – немецкой и русскоязычной. В статье рассмотрены понятия «женский нарратив» и «нарратор-женщина».
Материалом для исследования послужили тексты немецко- и русскоязычных
авторов-женщин, опубликованные в начале XXI столетия. Ведущими методами
в изучении данной проблемы выступили метод лингвокультурологического
анализа, лингвистического моделирования и интерпретации. Выявленные в ходе исследования нарративные стратегии разделены на Я-Я1 (стратегии
самопрезентации, интроспекции, ретроспекции, пересмотра), Я-ОН
(стратегии эмпатии и дистанцирования), Я-ТЫ (стратегия саспенса). На основе проанализированных примеров установлено, что представительницам
немецкой культуры важны отношения между разными поколениями,
оказывающие влияние на моральные и культурные ценности института семьи.
Для представительниц русской лингвокультуры существенно накопление ими жизненного опыта, что репрезентируется в передаче культурных ценностей и традиций следующим поколениям, преодолении физических и моральных трудностей, поиске в себе причин жизненных неудач.