Общие черты обряда благословения в некоторых фольклорно-музыкальных жанрах
Просмотры: 57 / Загрузок PDF: 37
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2024-148-3-170-183Ключевые слова:
Акмолинская область, Сарыарка, культурное наследие, казахский фольклор, благодарность, бата, тюрко-монгольские народы.Аннотация
В исследовании определяется, что текстовые и исполнительские (воспроизведение) особенности традиции «бата беру» находят общие черты в некоторых фольклорно-музыкальных жанрах, таких, как «беташар» и «жарапазан». Происхождение этих
жанров, уходящее корнями в древнетюркскую эпоху и дошедших до наших дней, стадии их формирования, поэтические особенности, жизненная значимость и многообразие функций как
инструмента воспитания для нынешнего поколения анализируются всесторонне. В музыкальных фольклорных жанрах, таких, как «жарапазан» и «беташар», также четко прослеживается роль бата. Обычно «бата беру» исполняется в виде двухстрочного стихотворения с парной рифмой,
похожего на «байыт», тогда, как в жарапазане и беташаре можно заметить интонационное и ладовое развитие музыкальной мелодии, украшающей тексты бата. Однако текст построен на основе стихов бата, и выражаемая мысль максимально лаконична. У монголов благословение называлось «ерөөл», и используемые в нем шаблонные слова аналогичны казахскому благословению.
В научно-аналитической части статьи рассматриваются жарапазан, беташар и бата, документированные у местного населения и у соплеменников (кандасов), переселившихся в Сарыарку из-за рубежа в период независимости. В научном анализе статьи обобщены их общие особенности. Данные о текстах жарапазан и беташар, а также о видах бата, представленные в статье, были отобраны в ходе научно-исследовательских экспедиций в Акмолинской и Карагандинской областях, в рамках которых были собраны новые материалы из устного народного творчества.