Языковые установки как основа воспитания детей


Просмотры: 49 / Загрузок PDF: 130

Авторы

  • Б.А. Абдыханова Университет имени Шакарима г.Семей
  • А.Ф. Аккалиева Университет имени Шакарима г.Семей
  • А.Н. Койлыбаева Университет имени Шакарима г.Семей

Ключевые слова:

языковое сознание, национальное сознание, речевые установки, языковое поведение, казахская литература, художественный образ, образ родителя, ценности, национальное воспитание

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос формирования языкового национального
сознания на основе художественных образов в казахской литературе. Цель исследования
заключается в лингвокультурологическом анализе языковых единиц в художественных
произведениях, выраженных в форме установок. Авторы предполагают, что правильные речевые
и языковые установки при их системном и адекватном применении в воспитательных целях
способствуют формированию здорового языкового самосознания подрастающего поколения.
Анализ современных средств информации показывает тенденцию роста негативных социальных
изменения в поведении детей и молодежи, отрицательного опыта семейных взаимоотношений,
повышение уровня тревожности, стресса и негатива в обществе, вызванных экономическими,
политическими, социальными проблемами. Во многом, эта тенденция связана с неправильным
формированием языкового сознания детей, искажения значения истинных человеческих ценностей,
таких как доброта, сочувствие, семья, дружба, любовь, патриотизм. В связи с этим, требуется полная
переоценка духовных ценностей, возрождение национального самосознания у подрастающего
поколения. На основе лингвистического и лингвокультурологического анализа художественных
произведений казахстанских писателей-классиков, авторы предполагают выявить языковые
формы-установки, которые способны повлиять на позитивное формирование сознания детей, что
в свою очередь приведет к формированию здоровой в ментальном и духовном плане личности. В
статье рассмотрены примеры языковых единиц из повести Б. Момышулы «Ұшқан ұя», в котором,
по нашему мнению, заложено ядро позитивного языкового cознания и, следовательно, языкового
поведения во фрейме «родитель-ребенок».

Загрузки

Опубликован

2024-03-29

Как цитировать

Абдыханова, Б. ., Аккалиева, А., & Койлыбаева, А. . (2024). Языковые установки как основа воспитания детей. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Филология, 146(1), 22–32. извлечено от https://bulphil.enu.kz/index.php/main/article/view/758

Выпуск

Раздел

Статьи