Взаимосвязь социальных и когнитивных аспектов изучения делового дискурса
Просмотры: 44 / Загрузок PDF: 45
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2018-122-1-14-19Ключевые слова:
деловой дискурс, когнитивный аспект, социальный аспект, социокогнитивный подход, контекст, национально-культурная спецификаАннотация
В данной статье рассматривается вопрос взаимосвязи социальных и когнитивных параметров делового дискурса. Несмотря на достигнутые результаты, недостаточно изученными остаются вопросы исследования когнитивных компонентов делового дискурса, а именно общих фоновых знаний, идеологий,
норм, ценностей, а также уникальных ментальных моделей отдельных людей в контексте определенных коммуникативных ситуаций. Под деловым дискурсом понимается сложное коммуникативное явление, языковая
составляющая которого представляет собой целенаправленную ментально-речевую деятельность, актуализирующуюся посредством психологических и когнитивно-прагматических процессов, протекающих в сознании
деловых коммуникантов. В исследовании особо подчеркивается социокогнитивный аспект делового дискурса, в рамках которого эффективная деловая коммуникация возможна при условии общности индивидуальных
когнитивных и социальных пространств деловых партнеров, а смысловое наращивание осуществляется за
счет воздействиям элементов субъективно-вариативных зон когнитивных пространств. Использование социокогнитивного подхода в современных исследованиях делового дискурса позволяет глубже осмыслить коммуникативно-прагматический аспект языкового знака и понять национально-культурную специфику деловой
коммуникации.