Просодика слова в казахской обрядовой песенной ритмике


Просмотры: 37 / Загрузок PDF: 74

Авторы

  • Г.Ж. Кузбакова Казахский национальный университет искусств

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-678X-2018-123-2-96-104

Ключевые слова:

просодика казахского слова, ударение в казахском языке, песенный ритм, казахское стихосложение, казахская обрядовая песня, теория казахского ритма, квантитативность

Аннотация

Статья посвящена вопросам взаимосвязи речевых форм в казахском языке и
народного музыкально-поэтического творчества. Поставлена задача описать обусловленность временной организации песенных обрядовых жанров просодикой казахского слова. При исследовании использованы аналитический, компаративный методы исследования.
Дана характеристика ритмической структуре ранних фольклорных форм музыкального
творчества казахов. На ритмические формы казахских бытовых и обрядовых песен повлияли также особенности раннефольклорного интонирования, а также поэтические стихотворные размеры
национального стихосложения.
Жанры казахского фольклора, обрядового свадебного (беташар. тойбастар. сыңсу), похоронно-помнального циклов (жоктау, жылау), а также песен, связанных с рождением и детством
ребенка (әлди-әлди, бесік жыры, тұсау кесу) обусловлены искусством синкретизма слова и напева.
Различные типы ударения в казахском языке – восходящее и нисходящее, акцентное и долготное
определили квантитативный характер ритмики казахских обрядовых жанров. Сингармонизм в казахском слове также рассмотрен с точки зрения его влияния на типологию ритмических форм казахской обрядовой песни.

Загрузки

Опубликован

2018-06-28

Как цитировать

Кузбакова, Г. (2018). Просодика слова в казахской обрядовой песенной ритмике. Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Филология, 123(2), 96–104. https://doi.org/10.32523/2616-678X-2018-123-2-96-104

Выпуск

Раздел

Статьи