Рассказы Смагула Садуакасулы: интеграция художественных и исторических принципов
Просмотры: 64 / Загрузок PDF: 116
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2021-137-4-86-96Ключевые слова:
литература Алаш, народная идея, художественно-исторические принципы, система образов, колониализм, публицистский мотив, познание читателя, конфликт взглядовАннотация
Рассказы «Өртең», «Салмақбай, Махамбет», «Аптономиа» Смагула Садуакасулы (Садвокасов), прославленного в художественной прозе 20-ых годов ХХ века повестями «Салмақбай – Сағындық»,
«Күлпәш», «Күміс қоңырау», романом «Сәрсенбек», отличаются как художественным, так и историческим своеобразием содержания. Автор этих произведений, относящихся к периоду алашской литературы, не просто писатель, а молодой, но уже интеллектуально зрелый политический деятель, взявшийся
за перо не столько по вдохновению, сколько преследующий просветительские цели. Например, с просветительскими идеями тесно сопрягал свою политическую программу лидер Алаш Алихан Букейхан,
что позволило ему быть компетентным публицистом и конструктивным литературоведом. Такое качество личности было свойственно и Смагулу Садуакасулы. Мечта молодежи, взгляды интеллигенции на
народные и революционные проблемы в критический исторический период, защита естественных интересов народа при большевизме, общественно-политические, социально-экономические перемены в
первые десятилетия советской власти – вот основные тематические предпочтения писателя.
Глубокие корни такого жестокого явления как колониализм порождали несправедливость, подлость
и насилие. Трагедия многих народов мира – колониализм осмысливается Смагулом Садуакасулы в контексте принятого в среде Алаш лексикона juan judyryq - «большой кулак», который вверг казахский народ в пучину страданий и бед и затормозил его развитие на пути к равенству и свободе. Смагул, чей ум и
сердце смолоду стремились к справедливости, равно видел и в старом и в новом общественном устройстве несвободу, что не мешало ему глубоко вникать в отрицательные и положительные стороны обеих
общественных формаций. Как представитель казахской литературы первой четверти ХХ века, исходящей из традиций мировой и русской литературы, народного фольклора, Смагул Садуакасулы опирался
на художественные и исторические принципы и на путях взаимодействия этих двух творческих начал
овладел мастерством письма. В статье рассматриваются и анализируются исследования и достижения С.
Садуакасулы в жанре рассказа, оказавшиеся вне поля истории казахской литературы.