Теория «Перфоманса» (Performance) в мировой фольклористике и ее взгляд в тюркском фольклоре
Просмотры: 66 / Загрузок PDF: 134
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2022-138-1-135-143Ключевые слова:
Перфоманс, фольклорный текст, говорящий, слушающий, говорящий-слушающий-текстАннотация
С начала ХХ века сложился разный подход к анализу фольклорного
текста и был предложен разный метод исследования. Как один из них, теория
«Перфоманса» (Performance) широко обсуждается среди ученых-фольклористов мира с1970
года. «Перфоманс» – как термин используется для обозначения исполнения фольклорного
произведения на сцене или на публике. В исследованиях устного народного творчества
впервые были высказаны новые мнения, но именно американский ученый Дан Бен-Амос
предложил их в качестве теории в научную среду. Он доказывает, что на фольклорный текст
напрямую влияют профессионализм его рассказчика, вдохновение в момент исполнения и
аплодисменты слушателей. Поэтому фольклорный текст предлагается изучать вместе с
произносителем и слушателем, то есть в рамках триады говорящий-слушатель-текст.
Данная теория используется с 1970 года в Америке, Турции и странах Европы, наряду с
научными исследованиями, в образовательных программах. Несмотря на то, что
исследования такого содержания находятся в казахской фольклористике, прослеживается
нетесная связь с мировым процессом. Казахский фольклор нуждается в новой
дифференциации в свете современного гуманитарного знания в соответствии с мировым
опытом. Поэтому в статье анализируется теория «перфоманса», изучается связь с казахским
фольклором. На примере устного народного творчества – традиции айтыс и жыршылык,
указывается место данной теории в тюркском фольклоре.