Художественные средства создания портрета в литературе и живописи Казахстана середины XX в.
Просмотры: 80 / Загрузок PDF: 268
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2022-141-4-106-118Ключевые слова:
словесный портрет, литературный портрет, лицо, художественная проза Казахстана, станковая живопись Казахстана, живописный портретАннотация
В данном исследовании на основе исторического, типологического и метода
целостного анализа произведений литературы и живописи казахстанских авторов середины XX в. рассмотрена проблема создания портрета художественными средствами.
Теоретическое обобщение трудов филологов позволило выявить особенности языкового
выражения литературного портрета в произведениях художественной прозы. В процессе
сравнительно-сопоставительного анализа богатой экспозиции литературных персонажей в произведениях прозаиков Казахстана выявлены национальные черты портретируемых в исторических условиях быта казахской степи. Словесный портрет является
только одним из средств характеристики, употребляемым в композиционном единстве с другими подобными средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием
мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т. д.
В статье анализируются изменения живописного портрета в условиях идеологической
парадигмы социалистического реализма. В процессе исследования специфики функционирования портрета в изобразительном искусстве Казахстана советского периода выявлено, что соцреалистический канон диктовал трактовку человека как социального типа
строителя социализма. Воплощение концепции социалистического реализма в живописи
происходило посредством создания портретов героев Социалистического труда, героев
Великой Отечественной войны, выдающихся деятелей культуры, искусства, литературы, которые носили салонный характер, в то же время отражая типические национальные черты портретируемых. Сюжеты многих картин фокусировались вокруг образа
Сталина.