Ассоциативный эксперимент и языковое сознание
Просмотры: 19 / Загрузок PDF: 2
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2025-150-1-83-94Ключевые слова:
ассоциация, языковое сознание, ассоциативный эксперимент, слова-стимулы, этнос.Аннотация
В статье выделяется роль ассоциативного эксперимента в изучении этнического сознания в рамках современных антропоцентрических парадигм. Он признан методом, активно используемым при комплексном изучении языкового сознания, его структурировании и моделировании. Говоря о проблеме языка и этнической принадлежности, мы поговорим о ее особенности в познании языковой картины мира. Ассоциативный эксперимент – один из эффективных методов определения культурных, исторических, познавательных связей. Особо, взяв в качестве объекта исследования этнографизмы, следует отметить, что определение их репрезентации в знаниях современной молодежи является важным фактором распознавания национально-культурных особенностей. В ходе эксперимента рассматривался десять слов-стимулов из семантических групп этнографизмов, связанных со временем, предметами домашнего обихода, расстоянием и ремеслами. На основе написанных респондентами ассоциаций относительно слова-стимула, его семантической близости анализировались вербальные ассоциации на основе реальных лингвистических данных. На основе анализа были проанализированы количественные и качественные характеристики слов-реакций, используемых в качестве признака и имеющих оценочный характер, образующих одно смысловое поле со словами-стимулами. На основе результатов, полученных в ходе ассоциативного эксперимента, анализируется сочетание слов-реакций, используемых членом этноса с общественным сознанием. Собранные материалы показывают, что в сознании казахской молодежи сохраняются информации, сформированные в традициях, образе жизни народа. Это позволяет распознать модель мира, концептуальную картину мира, национально-познавательные особенности, характерные для общества.