Тематические группы невербальных средств в романе-эпопее «Путь Абая»
Просмотры: 64 / Загрузок PDF: 52
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2024-147-2-97-107Ключевые слова:
невербальные средства, лексико-семантика, «Путь Абая», коммуникация, художественный текст, паралингвистика.Аннотация
Особое место в казахском языкознании занимает изучение языка художественного
произведения в коммуникативном, когнитивном плане, наряду со стилистическим. С этой точки зрения изучение коммуникативной природы языка писателя неразрывно связано с проблемой
языкового общения. Одним из языковых приемов, активно используемых в авторском нарративе в тексте произведения, оживляющих портрет героя и делающих коммуникативный акт
привлекательным для читателя, являются невербальные средства.
В статье рассмотрена лексико-семантическая классификация невербальных средств в романе-
эпопее «Путь Абая». Цель исследования – через художественный текст выявить национальную специфику вспомогательных средств общения, характерных для казахского народа, определить функции невербальных компонентов для сюжета романа-эпопеи. При сборе невербальных
средств из романа-эпопеи применялись способы систематизации, сортировки, а также способы типизации, синтеза в классификации на смысловые группы. При определении функции невербальных компонентов в контексте использовались также методы контекстного анализа,
прагмастилистического анализа.
В статье дается обзор предыдущих исследований в области паралинвистики, объясняются преимущества рассмотрения параэлементов в языке художественного произведения. Актуальность исследования проявляется в рассмотрении невербальных компонентов в романе «Путь Абая» М.
Ауэзова в коммуникативном акте, впервые взяв их в качестве предмета исследования. В результате исследования выявлены шесть различных лексико-семантических групп невербальных приемов, семантически организующих произведение, представляющих казахскую культуру коммуникации.
Результаты исследования статьи станут новейшей и полезной информацией для соискателей направлений паралингвистики, коммуникативной лингвистики и лингвокогнитологии.