Применение лингвокультурных знаний и материалов в лингвистических исследованиях и подготовке филологов
Просмотры: 76 / Загрузок PDF: 60
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2024-147-2-263-272Ключевые слова:
лингвокультурология, лингвистические знания, лингвистическое исследование, язык и культура, преподавание языка.Аннотация
Статья посвящена изучению важных принципов и задач, учитываемых при
проведении лингвистических исследований лингвокультурных знаний и лингвокультурных фактов в процессе профессионального обучения будущих филологов (лингвистов-педагогов и лингвистов-исследователей), необходимости формирования основных тезисов о важнейших категориях
лингвокультурологии как лингвокультурных знаниях. Теоретические положения статьи важны для современной сферы профессионального и лингвистического образования, так как ориентируют
на подготовку будущих языковедов (педагогов и исследователей) в контексте познавательно-аксиологического образования.
Основная цель статьи – исследование категорий лингвокультурологии в контексте
изучения аксиологической сущности и принципов применения лингвокультурных знаний и лингвокультурных фактов в процессе профессиональной подготовки будущих филологов (языковедов) к педагогической деятельности и проведению лингвистических исследований.
Для этого были выдвинуты следующие исследовательские задачи: научное уточнение понятия «лингвокультурология»; анализ, описание и оценка основных концепций, принципов лингвокультурологии; формирование выводов о лингвокультурных знаниях и лингвокультурных фактах; классификация основных категорий и единиц, относящихся к проблеме языка и культуры,
проведение типологического анализа; определение связи педагогических и лингводидактических задач, которыми необходимо руководствоваться в профессиональной лингвистической подготовке будущих филологов (языковедов); определение ценности и сущности лингвокультурных знаний;
описание содержания лингвокультурных компетенций будущих филологов, необходимых для формирования в процессе их обучения.
Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы – для
формирования теоретических выводов широко использовались общенаучные методы, такие, как обзор, описание, анализ, классификация, систематизация, типизирование, обсуждение,
прогнозирование, сравнение, аргументация. Для изучения лингвокультурных знаний и
лингвокультурных фактов использовались методы лингвистического исследования – типологический метод, семантический метод, лингвокогнитологический анализ, моделирование.