«Биологическое время» в языковом сознании (на основе исторических эпосов)
Просмотры: 90 / Загрузок PDF: 103
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2023-144-3-80-88Ключевые слова:
концепт, когнитивная лингвистика, время, биологическое время, познание, текст, фольклорАннотация
В этой статье жанр фольклора исследован с точки зрения изучения языка исторических эпосов в антропологическом направлении. При изучении языка исторических эпосов в когнитивном аспекте можно проследить и чётко выделить определённые черты идентичности нашей нации. Это обусловлено тем, что исторические эпосы хранят информацию об истории нации, важных событиях в обществе того периода. Как известно, основой когнитивной лингвистики выступает концепт. В нашей статье мы проанализировали биологическую картину концепта «время» через языковые единицы, взятые из текстов исторических эпосов. В статье также рассмотрено понятие «время» в языковом сознании этноса.
В данной работе нами были определены пути передачи биологического представления времени в исторических эпосах с опорой на теоретические данные исследователей. В таком представлении времени мы наблюдаем, как персонажи эпоса, то есть герои, рождаются, становятся мужчинами, направляются к врагу, становятся ханами. Лексемы юности/старости выражают антонимические отношения: один был началом жизни (молодость), а другой (старость) был взят как конец жизни. Кроме того, было установлено, что для героев и биев в историческом эпосе юность является важнейшим этапом в жизни. Мы полагаем, что в представлении нашего народа молодость – это время жизни человека, когда он совершает важные поступки. В статье также был рассмотрен характер биологического времени с разбивкой на периоды детства, юности, старшего возраста, старости.