Способы преподавания чагатайской лексики казахоязычной аудитории (на примере «Бабурнаме»)


Просмотры: 26 / Загрузок PDF: 14

Авторы

  • А.К. Тансыкбай Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-9929-1685

DOI:

https://doi.org/10.32523/2616-678X-2024-149-4-261-271

Ключевые слова:

чагатайский язык, казахский язык, лексика, заимствованное слово, методика, контекстуальный анализ, работа с словарем, наглядные пособия, поиск аналогичных слов

Аннотация

Изучение письменных памятников, написанных на чагатайском языке, имеет большое значение для казахского языка и культуры. Одно из произведений, написанных на этом языке, в котором даны сведения о становлении и развитии казахского языка, относится к XVI веку. «Бабурнаме» –  автобиографический труд, написанный Захириддином Мухаммадом Бабуром, который завоевал государства Кабул (Афганистан), Индию и основал огромную империю. В данной статье рассматриваются способы обучения незнакомым словам из произведения в контексте казахского языка. Изучая устаревшие и заимствованные слова из «Бабурнаме», расширяется словарный запас учащихся, а их языковая компетентность повышается. Для определения уровня понимания слов в тексте использовались методы тестирования и анкетирования. В ходе исследовательского эксперимента с участием 28 студентов была определена эффективность таких методов обучения, как определение значения непонятных слов через контекст, работа со словарями и наглядными пособиями во время чтения текста. Результаты исследования показали, что помимо работы со словарями эффективным способом определения значения слов, непонятных читателю, является контекстуальный анализ и поиск эквивалентов слов из казахского языка. Данное исследование показывает важность совместного использования методов контекстуального анализа и использования словарей при обучении лексики «Бабурнаме».

Загрузки

Опубликован

2024-12-28

Как цитировать

Тансыкбай, Ә. . (2024). Способы преподавания чагатайской лексики казахоязычной аудитории (на примере «Бабурнаме»). Вестник Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. Серия Филология, 149(4), 261–271. https://doi.org/10.32523/2616-678X-2024-149-4-261-271

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы