Предания «Аксак кулан - Жошы хан»: историзм, художественность и преемственность традиций
Просмотры: 81 / Загрузок PDF: 45
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2024-147-2-167-178Ключевые слова:
Чингисхан, Джучи, обряд, фольклор, преданияАннотация
Одним из хронологических периодов казахского фольклора является эпоха
Чингис хана. Сохранился богатый пласт фольклорного наследия, истоки которого берут начало со времен Чингис хана. Одним из таких наследий является предание «Аксак Кулан – Джучи хан».
Исторической основой предания послужил случай из жизни Чингис хана. Его старший сын Джучи загадочным образом умер раньше своего отца. О его смерти уже в те времена слагали легенды, некоторые из них вошли в персидско-тюркские нарративные произведения, где повестовалась история жизни Чингис хана. Одна из таких версий зафиксирована в анонимном труде «Шаджарат аль-тарк». В нем повествователем хану о печальной вести является Улык Жыршы (Великий поэт).
Казахские версии предании зафиксированы в записях известных собирателей фольклора, таких, как Ч.Валиханов, Машхур Жусуп Купеев в ХІХ веке, Отыншы Альжанов в начале ХХ века. На сегодняшний день актуальным является сравнительное изучение средневекового тюркского варианта с версиями более позднего времени, зафиксированных в письменных источниках.
Предания о смерти Джучи хана в средневековом и казахском фольклоре призваны повествовать не детали и факты о событиях, произошедших во время охоты Дужчи хана, а направлены на то, что
необходимо повиноваться судьбе, созданной Всевышним. Протестовать против несправедливого решения хана, обладавшего абсолютной властью с помощью изобретательности художника и
силы искусства – это мечта и чаяния народа, основанные на утопических идеях народа. В статье проанализированы данные вопросы и сделаны соответствующие выводы.