Функция мифических мотивов в тексте (на материале рассказа М. Магауина «Кыпшакская красавица»)
Просмотры: 62 / Загрузок PDF: 71
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2024-147-2-192-202Ключевые слова:
мотив, текст, миф, структура, альтер эго, микросюжет, лейтмотив.Аннотация
Художественное произведение - объект, требующий особого методологического
исследования с точки зрения литературоведения. Оно характеризуется сочетанием познавательной, идейной и эмоциональной составляющей, поэтому ему необходим комплексный филологический
анализ. Во внутреннем содержании художественного текста переплетается реальность и творческая фантазия, находит место неразрывное единство субъективности и объективности. Из этого
складывается мировоззрение автора, его индивидуальная позиция, оценочная точка зрения. Мотив - важная категория в художественном творчестве. Посредством мотива проявляется ведущая идея
художественного произведения, натура писателя. В статье рассматриваются основные положения теоретического описания мотива, исследуются
его функции в пространстве произведения. Проанализированы различные определения мотива, данные учеными-филологами, рассмотрены типы мотивов, их проявление, применение в сочетании с другими литературоведческими категориями. Особенности мифического мотива в структуре текста стали предметом настоящего исследования. Определение идейной и художественно-эстетической
функции мифического мотива в художественном произведении осуществляется на материале повести М. Магауина «Кыпшакская красавица». Описывается мотив-образ, связанный с фигурами каменных кыпшакских балбалов, с которых начинается микросюжет рассказа «Кыпшакская красавица», связь автора и героя показывается в контексте понятия «альтер эго» – «другой я». Особое
внимание уделяется эволюции мотива-образа в лейтмотив, делаются выводы.