Эргономическое исследование языка городской среды
Просмотры: 189 / Загрузок PDF: 123
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2023-144-3-69-79Ключевые слова:
язык, ономастическое поле, онимы, эргономика, городская среда, эргономическое пространство, социолингвистический феноменАннотация
В исследовании содержатся материалы эргономического исследования языка города, ориентированного на развитие проблемы эргодизайнерского проектирования, связанного с изучением феномена визуального комфорта человека при восприятии фрагментов городской среды. Терминологическое значение слова «эргоним» было найдено с самых истоков начала XX века, когда еще не было закрепленного понятия. По этой причине семантическое значение было неточным из-за большего потока лингвистов и их мнения. Но посредством практической части авторам удалось исключить похожие онимы, тем самым расширив ономастическое поле. Практическая часть статьи заключалась в исследовании локальных эргонимов городского центра Западного Казахстана, обозначающих объекты, обслуживающие автотранспорт, каждые из которых имеют ряд характеристик: вид обслуживания; комплекс предоставляемых услуг; семантическое значение и особенности в написании; часть речи изучаемого названия; структурное содержание онимов; язык, на котором читается название; графика, с помощью которой происходит обозначение на письме; слово или словосочетание.
Для сбора ономастического материала исследования использовались следующие методы и приемы: социолингвистические и психолингвистические методы, уровневый анализ при изучении языковых характеристик онимов; а также общенаучные методы, прежде всего моделирование и эксперимент. Результаты исследования подтверждает гипотезу о том, что языковая ситуация имеет огромное влияние на процессы формирования эргонимического пространства и как социолингвистическое явление отражает уровень этнической и культурной составляющей социума.