Генезис романа в классической азербайджанской литературе
Просмотры: 51 / Загрузок PDF: 36
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2019-128-3-30-43Ключевые слова:
Низами Гянджеви, эпическое мышление, эпос и рыцарские романы, роман в стихахАннотация
В статье показано, что роман как наследник эпической формы и эпического
мышления является главной «литературной диктатурой», способной создать художественный портрет современного мира, используя безграничные возможности выражения. В азербайджанской
литературе понятие «современный роман», романы переходного периода и вообще сам термин заменяются понятием «современный мир». Когда термин «современный мир» относится к периодам,
рассчитанным с начала второго тысячелетия, в методологии анализа проблем возникает конкретность. Таким образом, жанр, характеризуемый эпосом в древние времена, с начала второго тысячелетия стабилизировался в новом понятии романа как факта письменной литературы.
Несмотря на то, что творчество эпоса продолжалось параллельно с жанром романа, в художественной мысли открылась новая страница эпического повествования. Если учесть, что история
мирового романа (например, история Гянджи - XI век) также начинается с того времени, то это
утверждение можно считать оправданным. Азербайджанский роман включал в себя сагу, миф, легенды, повествования как просто причину, фрагмент, деталь. Н. Гянджеви использует арабскую легенду в своем романе «Лейли и Меджнун». В качестве мотива автору понадобилась схема легенды,
философско-эстетические нюансы. Н. Гянджеви, а затем М. Физули, языком эпического повествования романизируют легендарный мотив, придают монументальную философско-эстетическую
сущность эпопее, истории, которая вращается по всему миру в форме сказки.