Этносемантический анализ видов и функций казахской свадьбы
Просмотры: 65 / Загрузок PDF: 303
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2021-135-2-32-39Ключевые слова:
гедонические ценности, амбивалентная оценочность, этическая норма, фрейм-сценарий, этикетные стереотипы, повышенная праздность характера, паремиологизмы, биосоциальный организм, эстетическое познание, этнокультурное сообществоАннотация
Казахская свадьба относится к торжественному мероприятию с участием множества людей аула-аймака, из ближнего и дальнего окружения. Человек, проводящий пир, намеревается получить
благословение публики в связи с тем, что в начале свадьбы необходимо принести жертвоприношение,
попросить поддержки у предков и тем самым предостеречь от губительных действий духов-аруаков,
мистических сил. Такие важные мероприятия, как қыз ұзату, женитьба, шілдехана, бесік той, сүндет той,
занимают основное место в казахском быту, а сабан той, кымызмұрындық, бие ағыту, күйек алу, қырман
қандау, шашыратқы беру относятся к большим и малым общинным мероприятиям, связанным с
коллективным хозяйственным циклом. Перед свадьбой, которая часто проводится на жайлау, заранее
посылаются гонцы, приглашаются певцы, кюйши, акыны, борцы, на тое проводятся такие игры, как байга, кокпар, қыз қуу, тенге ілу (күміс алу), жамбы ату, жорға салу и иные соревновательные состязания. В
связи с этим каждый старается не пропустить эти мероприятия. Люди на свадьбу приезжают в основном
для развлечения, поднятия настроения. В статье проводится этносемантический анализ культурных и
социальных особенностей старинных и современных свадеб.