Біржан сал – выдающийся представитель песенной традиции Сары-Арки
Просмотры: 51 / Загрузок PDF: 47
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2018-124-3-69-80Ключевые слова:
лирика салов и сері, музыкально-ораторский стиль, импровизацияАннотация
Статья посвящена раскрытию авторской индивидуальности выдающегося представителя Аркинской песенной традиции – акына-импровизатора, певца-композитора Біржан Қожағұлұлы
(1834-1897). Для более глубокого понимания его песенного наследия, оценки его величия, таланта и
новаторства избран сквозной метод исследования: рассмотрение особенностей образно-поэтической системы и характерных черт музыкально-поэтического стиля.
Тематика и идейно-содержательная основа творчества Біржан сала представляет следующий
традиционный тематический ряд, характерный для всех салов и сері: арнау әндер-посвящения девушкам, созданные юным салом как дань традиции; қоштасу әндер-песни прощального цикла о безвозвратно ушедшей молодости и өсиет әндер-песни напутствия-завещания детям и потомкам. Принципиальной
новизной поэтики его песен стало перенесение в песни акынского ритуала таныстыру, подчеркивающего высокую значимость личности автора и его индивидуализированного творчества. Песни социально-этической направленности, отражающие гражданскую позицию певца – это мгновенные импровизации,
эмоциональный отклик на реальные события.
Гармоничное соединение в творческой натуре Біржана блестящего вокального мастерства и
ақынского ораторства определило его стиль, как синтез эмоциональной любовной лирики салов и сері с
интеллектуализмом и гражданственностью акынов. Музыкальная стилистика представляет масштабные
песенные формы, где главным в запевной части является «пропетая» мысль и значительный по размерам
распевный алексический припев как выражение особой лиричности.
Обращение к закономерностям формообразования традиционного «Қара өлең» связано с идейно-образным содержанием его песен. Это лирические аңсау-сағыныш әндер-песни тоски и мечтаний, а
также мұң-шер әндер-песни-утраты, связанные с трагизмом в конце жизненного пути.
Новаторский формообразующий прием показан через асинхронность стиха и напева, встречающейся в песне «Теміртас», которая стоит особняком в его творчестве. Новый синтезирующий жанр
ән-әңгіме (песня-рассказ) и сила его драматизированного скорбно-трагического монолога, заключающегося в обрядовых истоках интонационно-мелодической канвы песни, безусловно, явился композиторским шедевром не только наследия Біржан сала, но и песенной культуры всей Арки.