Поэтологическая модель «священного древа»
Просмотры: 84 / Загрузок PDF: 398
DOI:
https://doi.org/10.32523/2616-678X-2023-142-1-163-176Ключевые слова:
миф, архетип, мировое древо, древо жизни, тополь-исполин, священное древо, три мираАннотация
Данный объект, происхождение которого связано с понятиями «мировое древо», «древо
жизни», связывающий три сферы мироздания, обладает сакральным смыслом и прочно укрепился в
человеческом сознании. Он берет свое начало из очень древних эпох. В культурной памяти человечества
древо жизни как символ-архетип занимает особое место. Об этом свидетельствуют труды, посвященные
исследованиям древних текстов и структуры мифа.
В древнем миропонимании казахов это дерево представлялось в виде гигантского тополя, дуба или
дерева мыкан. Большинство священных мест в казахской степи было связано с деревом и родником. Они,
как правило, находились недалеко друг от друга и всегда были тесно связаны между собой. К отдельно
растущим деревьям относились с особым почтением, возле них размышляли и молились о сокровенном,
на ветвях завязывали светлые повязки, чтобы мольбы были услышаны.
Согласно древнетюркским представлениям, вертикальная модель мироздания состоит из трех сфер,
а могучий тополь-исполин или дерево мыкан, связывающие эти три сферы, – казахский инвариант мирового древа.
В структуре художественной литературы такие детали, как одинокое дерево в пустынной местности,
корни и листва, ствол и ветви, служат примером того, как мифический архетип, возрождаясь в поэтическом сознании, превращается в особенную художественную модель.
Поэтология «мирового древа», перешедшего из мифических представлений в область художественного мышления, выступает в статье в качестве объекта анализа и рассматривается на материале мировой
мифологии, казахских сказок и художественной литературы